Занятие «Образовательные ресурсы действующих УМК в подготовке обучающихся к изложению и сочинению» для слушателей курсов повышения квалификации «Развитие предметной компетенции учителя русского языка: теоретические и практические аспекты» было проведено 23 сентября тьютором Т. И. Павловой. Слушатели получили конкретную педагогическую задачу – спроектировать урок русского языка в своих общеобразовательных организациях, учитывая типичные затруднения обучающихся, выявленные при проведении независимой оценки качества образования (ОГЭ).
На занятии рассмотрены следующие ключевые вопросы: роль и функции сжатого изложения и сочинения в современном процессе обучения русскому языку; лингвистическая база учебников для обучения сочинению и изложению разных типов, стилей и жанров; функционально-смысловые типы речи; этапы подготовки по годам обучения; роль универсального кодификатора примерной рабочей программы; специфика заданий в учебнике; анализ текстов различных стилей и типов речи, развитие монологической речи обучающихся, умения рассуждать на предложенную тему с формулированием тезисов, аргументов и выводов; последовательность отработки навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов; виды деятельности обучающихся; включение в структуру урока элементов анализа текста, лексической работы, диктантов с продолжением и др.; требования к подбору дидактического материала.
Благодаря продуктивной предметно-практической деятельности на занятии слушатели курса научились определять, какие изменения нужно внести в предметное содержание уроков, чтобы наиболее эффективно подготовить обучающихся к выполнению творческого задания (изложения, сочинения) на ОГЭ.